Марко Несторович: В «Денвере» я убедился, что в «Нижнем Новгороде» делаю все правильно

12.11.2018
 Марко Несторович: В «Денвере» я убедился, что в «Нижнем Новгороде» делаю все правильно

Перед стартом сезона 2018-2019 главный тренер проекта «Поколение-НН», он же ассистент молодежных команд «НН-2» и «НН-3» Марко Несторович осуществил мечту практически каждого, кто следит за баскетболом в Европе. В сентябре он слетал в США и провел практически три недели в клубе «Денвер Наггетс». Да, он тренировал игроков НБА, да, он давал советы по подготовке ее наставникам, и да, он общался с Айзейей Томасом! Сейчас он сам расскажет о своем первом заокеанском путешествии.

 - Марко, расскажи, как ты получил приглашение пройти стажировку в «Денвер Наггетс»?

 - На стажировку, честно признаюсь, попал по знакомству. В свое время я учился в одном университете вместе с Огненом Стояковичем – одним из специалистов тренерского штаба «Денвера». После обучения мы играли друг против друга в разных командах, уже после окончания профессиональной карьеры оба пошли в тренеры, периодически пересекались и старались поддерживать контакт. Однажды я ему позвонил, спросил, есть ли возможность поприсутствовать на тренировках «Денвера». Огнен спросил разрешения у генерального менеджера Артураса Карнишоваса и главного наставника Майкла Мэлоуна, они согласились, и мне тут же выслали приглашение для получения визы.

Кстати, Артурас Карнишовас – бывший игрок сборной Литвы, выступавший в «Барселоне», «Олимпиакосе» и других известных европейских клубах – и остальные руководители клуба очень доброжелательно относятся к молодым тренерам и вообще открыты ко всему новому.

Очень благодарен ему и Майклу Мэлоуну, что позволили не просто присутствовать на тренировках, но и высказывать свое мнение, обсуждать решения с другими тренерами.

И БК «НН», конечно, тоже большое спасибо, что отпустили в США во время предсезонки.

 

- В какой период подготовки ты попал? Что в это время происходило в «Денвере»?

 - Я оказался на так называемой неофициальной части подготовки. В это время тренеры занимаются с игроками индивидуально, по желанию самих игроков. А вот уже с 25 сентября все клубы НБА отправились в тренировочный лагерь на сборы. В «Денвере» очень молодая команда, своеобразная фабрика баскетболистов, чем они очень напоминают БК «НН», поэтому в этот период на тренировках было 15-16 игроков, то есть практически все. Они прекрасно понимают, что им нужно прогрессировать и прогрессировать, поэтому самостоятельно приходили и работали. Тренировочная сессия длилась четыре-четыре с половиной часа…

 - Один раз в день?

 - Да. Они начинали с восьми утра. Игроки приходили группами по три человека и с этой группой занимались два тренера. Первый час посвящали индивидуальной подготовке, потом тренажерный зал, процедуры с физиотерапевтами и массажистами, а затем игровая тренировка до 12:00. И еще после обеда некоторые оставались по желанию, чтобы побросать.

Что интересно, во время неофициальной части подготовки тренеры могут работать с баскетболистами по индивидуальной технике, взаимодействию или защите, но когда начинается игра, они не имеют право что-либо подсказывать. Команда выходит на площадку, играет на счет, но тренеры просто наблюдают. Таковы условия этой неофициальной части.

 

Кстати, лидер «Денвера» Айзея Томас присутствовал на каждой тренировке, несмотря на то, что он со своим статусом мог бы и пропустить эти сессии. Сам не играл, потому что как раз проходил процесс восстановления после операции, проведенной летом, но все равно постоянно поддерживал остальных. Довольно часто во время игры Айзейя мог собрать всю команду вокруг себя и сказать что-то вроде: «Так нельзя играть, так нельзя относиться к процессу! Из-за такого отношения вы в прошлом сезоне не попали в плей-офф».

 - Чем занимался непосредственно ты?

 - Во время индивидуальной работы тренеры подключали меня к упражнениям. Я радовался, даже когда меня просто ставили подавать мяч игроку. Как я уже говорил, в «Денвере» очень открыты к молодым тренерам, поэтому вместе со штабом мы постоянно обсуждали все детали процесса. Меня подробно расспросили об упражнениях на технику броска, и я показал им несколько. Дело в том, что у них больше внимания уделяют физике и тому, что пригодится непосредственно в игровой практике, а нюансы в технике разбирают реже. Сами тренеры тоже признавали, что не всегда, особенно в студенческом баскетболе, уделяют ей внимание – объясняют минимально и уже по ходу игры. В этом сезоне у них пришло много новых молодых ребят, и практически у всех оказались проблемы с техникой броска.

Ну и конечно, во время тренировок я постоянно делал записи, привез несколько заполненных тетрадей. Во время стажировки я подтвердил для себя, что по философии игры, видению защиты и нападения, я работаю в «Нижнем Новгороде» так же, как и они в НБА.

- Но что-то полезное ты привез из этой поездки?

- Конечно, много информации узнал по индивидуальной работе. Это упражнения по завершению атаки - по броскам из-под кольца, средних и дальних. Некоторые из них можно применять с детьми и обязательно с молодежью. Мы уже сейчас пробуем эти упражнения на молодежке и ДЮБЛ, и ребятам они очень интересны, потому что они никогда так не работали. Конечно, мы учим и ребенка, и юношу, чтобы они правильно делали два шага при броске, но когда против тебя действует серьезная защита, и стандартный бросок не проходит, нужно пробовать специфические завершения. Мы даем минут 30 работы перед каждой тренировкой на этот компонент. При этом приучаем игроков, чтобы во время плотной защиты больше работали без мяча: движение без мяча, открывание, получение. В НБА очень много над этим трудятся. А еще там играют просто – быстро двигаются сами, двигают мяч и все через пас, а дриблинг только на переходе из защиты в нападение.

Еще обратил внимание на то, что тренеры в США постоянно поддерживают баскетболистов. НБА называют лигой игроков, главный в ней – игрок, и все строится вокруг него. Тренеры корректируют, но никогда не ругают. По-моему, в России с молодыми игроками такое пока невозможно. Нужно мотивировать и одновременно проявлять строгость.

- Чем их тренерский штаб отличается от нашего?

- Там два тренерских штаба! Майкл Мэлоун как главный наставник имеет собственную команду специалистов из четырех человек. Еще есть шесть тренеров по индивидуальному развитию и два тренера по ОФП. Получается на каждого игрока – отдельный специалист и доступ к залу 24 часа в сутки. У каждого тренера по индивидуальному развитию есть группа из трех-четырех игроков. У Огнена Стояковича – Уилл Бартон, Никола Йокич и Тайлер Лайдон, и все они игроки разных амплуа.

- С Айзейей Томасом познакомился?

- Сначала думал, что буду сидеть тише воды, ниже травы и не привлекать к себе внимания. Но игроки сами ко мне подходили, здоровались, спрашивали, как дела. Они абсолютно доступны в общении и относятся к любому тренеру с большим уважением. Мой сын, конечно, попросил автографы Николы Йокича и Айзеи Томаса. Я думал, их невозможно будет достать, но оказалось, что никаких проблем! За время стажировки я несколько раз общался с Томасом и был очень поражен, что в таком маленьком человеке кроется невероятный по силе характер и большое сердце. Он в буквальном смысле мотор команды. Несмотря на свой опыт, он всегда уходил из зала последним.